Пятница, 26.04.2024, 15:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Мильковский районный
дом детского творчества

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методические рекомендации

И взрослым и ребёнку нужна головоломка

или

Как использовать научно-популярную литературу в современном образовательном процессе

 

Воропаева Лилия Алексеевна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

районный Дом детского творчества

Камчатский край, село Мильково

domdettvor@mail.ru

 

 

При изучении любого предмета важное место занимает работа с дополнительной литературой. Тем более, что книг сейчас выпускается много. На отличной бумаге. С красочными картинками. Музыкальные. Объёмные. Книжки-игрушки. Толстые. Тонкие. На любой вкус.

Но … «Гарри начал читать «Теорию защитной магии с пятой страницы. Это было неимоверно скучно. … Гарри пытался сосредоточиться, но ничего не получалось. Вскоре он обнаружил, что вот уже который раз принимается за одну и ту же фразу, но не может продвинуться дальше первых пяти-шести слов…»

Дж. К.Ролинг.

Гарри Поттер и Орден Феникса. –

М., «Росмэн», 2004, стр. 237

 

Это классическая картинка «мучений» многих наших детей при чтении книг. Интерес к чтению отбивается начисто. Читающих детей становится всё меньше. В лучшем случае, они просмотрят картинки. А ведь так хочется, чтобы они книгу прочитали, чтобы встреча с книгой доставляла удовольствие. Это расширит кругозор, даст хорошую пищу для ума, приучит детей к содержательному полезному времяпровождению! Но как нацелить учащихся на работу с этими материалами? Как избежать подобных «мучений»? Как найти формы работы, которые сформируют у учащихся необходимый познавательный интерес, заставят их обратиться к научно-популярной литературе, осмысленно и целенаправленно с ней поработать? И не только на уроках, но и вне уроков.

 

Мне хочется обратить внимание на один способ работы с научно-популярной литературой, который, на мой взгляд, отлично помогает решить эти задачи, но используется пока недостаточно. А ведь этот способ не надо долго искать. Он известен, его надо просто приспособить к имеющемуся материалу. Это изготовление различных интеллектуальных игр: ребусов, головоломок, шарад, кроссвордов, викторин, тестов, практикумов и т. п. Такое занятие позволяет убить сразу двух зайцев: и материал изучать, и развивать интеллект. Поскольку это самостоятельная работа учащихся, то, значит, она – как и любая активная форма работы – более результативная. Такую работу можно организовать на любых уроках/занятиях по любым предметам. И работать в этом направлении не эпизодически, а систематически.

Ребята с удовольствием работают таким образом. Ведь игра – это для них жизнь. Работу с играми можно организовать и на уроке/занятии, и дать на дом, и использовать во внеклассной работе. Работать можно и коллективно, и группой, и индивидуально. Игры можно давать в качестве задания. Найдутся учащиеся, которые сами могут поработать над составлением подобных игр. Надо только обеспечить соответствие содержания материала возрастным и познавательным возможностям учеников. Материал нужно брать типичный и яркий. И дать возможность выбора формы. Огромное количество видов головоломок позволит каждому ученику найти себе дело по душе. К работе нужно сделать вариант с ответами. Составление работ и готовые работы можно использовать на занятиях/уроках в ходе изучения темы, и как проверочные работы по теме. Их можно использовать и во внеурочной работе.

Книги детям будут нужны, чтобы составить свою или решить составленную кем-то головоломку.

 

Методов организации подобной работы очень много. Приведу несколько примеров на материале нескольких тем, которые я изучаю с детьми по своей авторской Программе «Духовная культура человечества».

  1. Учитель сам составляет головоломку (любого типа) и даёт её детям на уроке/занятии или в качестве домашнего задания.
  • например, при изучении темы «Средневековые мифы» нужно познакомиться с их героями. Предварительно учитель готовит головоломку «Герои средневековых мифов и легенд». (См. Приложение 1). Чтобы решить головоломку, нужно прочитать книгу Т. В. Муравьёвой «100 великих мифов и легенд». Естественно, можно использовать и другие книги с изложением средневековых мифов и легенд. Задание – прочитать книгу – даётся заранее, а головоломка вывешивается на стенде и раздаётся детям. В неё можно вписывать имена постепенно. Эту головоломку можно использовать и при повторении материала. В этом случае листы с головоломкой раздаются всем на занятии или на уроке.

Таким же образом можно организовать знакомство с шедеврами российской живописи XIX века. Чтобы можно было организовать интересную поисковую работу по книге, заранее готовится викторина «Найди картину по детали». Чтобы ответить на вопросы викторины «Найди картину по детали», нужно поработать с книгой «Шедевры русской живописи (Энциклопедия мирового искусства)». Можно использовать и другие книги, в которых содержатся репродукции картин художников XIX века.

  1. Головоломки могут составлять и сами дети.

Они могут составлять разнообразные и весьма сложные головоломки. Причём, придумать такие, для каких и названия-то сложно придумать. Так, например, чтобы познакомиться с замечательным камчатским художником-иллюстратором камчатских мифов и легенд В. И. Столяровым ученику предлагается составить свою головоломку. Тип головоломки он может выбрать сам. В случае затруднения можно и подсказать. В результате такого симбиоза может родиться весьма оригинальная и довольно трудная головоломка, как например, эта с названием «Дешифровщик» (См. Приложение 2).

Разнообразные книги-альбомы по искусству можно использовать для составления познавательных и интересных задач. Это творческое задание, которое поможет ученику более широко и серьёзно взглянуть на произведение искусства. Произведение выбирается самим учеником. Например, чтобы составить задачу о Парижском театре, нужно прочитать материал в книге «Атлас чудес света». Тогда может получиться такая задача «Архитектура + музыка» (См. Приложение 3). Для того, чтобы решить эту задачу, надо тоже прочитать книгу. У нас таких задач уже на целую книгу.

Все головоломки и игры можно сделать и в электронном варианте; для этого есть и компьютер, и различные сервисы в Интернете. В игру можно превратить обыкновенную презентацию. Тогда её можно показать на экране и решать коллективно. А если есть возможность заниматься в компьютерном классе, то и индивидуально. Но в любом случае нужна предварительная работа с книгой. Например, чтобы составить игру «Моцарт», нужно прочитать статью о Моцарте в книге «Сто великих композиторов» или в каком-то другом источнике. И чтобы поиграть в неё результативно, нужно тоже прочитать этот или другой материал о Моцарте в книге. Прочитав книгу, можно её использовать для того, чтобы сделать головоломку в интернете. Очень много работ можно сделать в интернет-сервисах: викторины, кроссворды, пазлы, ребусы, тесты. Чего стоит только один сервис LearningApps! Тип головоломки можно выбрать на любой вкус. Работы в некоторых сервисах можно сохранить на компьютере. Например, викторину, сделанную в сервисе Jeopardylabs. Примером такой работы может служить викторина «Мильково в 90-е годы XX века». Для того, чтобы эту викторину составить, предварительно надо было прочитать имеющиеся книги по истории нашего села. На даже, если и нельзя сохранить саму работу, можно сохранить страницу или архив. Так можно сохранить в архиве любые игры, сделанные в сервисе LearningApps. Например, пазл «Собор в Царском селе». А для того, чтобы ответить на вопросы и открыть этот пазл, нужно познакомиться с любым альбомом о Царском селе и найти информацию об этом соборе.

Составленные интеллектуальные игры пополнят методическую копилку учителя и могут использоваться при изучении материала другими детьми, а также послужат образцом.

Сложность работы с книгой заключается в том, что книга – не учебник. Каждому ребёнку её не выдашь. Поэтому лучше, если задание прочитать определённую книгу будет дано заранее.

Тем не менее, успешно организованная педагогом самостоятельная работа учащихся с источниками поможет и образовать, и воспитать, и развить учащихся. Такая работа будет стимулировать интерес к чтению и учению, будет способствовать лучшему усвоению материала, развитию интеллектуальных и творческих способностей, личностно-ориентированному обучению. А что ещё нужно?!

 

http://www.openclass.ru/sites/default/files/ckeditor/52142/images/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F.jpg

Наталья подбирает материал к работе по истории России.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Атлас чудес света – Смоленск, «Русич», 2000
  2. Корякские и ительменские сказки (в обработке В.Столярова) – Петропавловск-Камчатский, холдинговая компания «Новая книга», 2007
  3. Муравьёва Т.В. «100 великих мифов и легенд» – М., «Вече», 2008
  4. Дж. К.Ролинг. Гарри Поттер и Орден Феникса. – М. «Росмэн», 2004
  5. Санкт-Петербург (Альбом) – «Абрис», Санкт-Петербург, 2002
  6. Сто великих композиторов – М., «Вече», 2002
  7. Шедевры русской живописи (Энциклопедия мирового искусства) – «Белый город», М., 200

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

 

 

Наши отделы
Электронные образовательные ресурсы
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz