Пятница, 26.04.2024, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Мильковский районный
дом детского творчества

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Возможности мифологии для развития детей

ВОЗМОЖНОСТИ КАМЧАТСКОЙ МИФОЛОГИИ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КРАЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ. 2011 ГОД

 

Воропаева Лилия Алексеевна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

районный Дом детского творчества

Камчатский край, село Мильково

domdettvor@mail.ru

 

Здравствуйте, уважаемые участники конференции!

Я возьму только одну небольшую частичку краеведения – мифы и сказки коренных народов Камчатки и покажу, как я использую их возможности для развития детей. Мифы и сказки выбраны не случайно. Ведь именно они служили духовной опорой человечества на протяжении многих столетий. И они же дают богатейшие возможности для работы с детьми.

Они как ничто иное подходят для детского мышления, поскольку оперируют не отвлечёнными, а конкретными, понятными детям категориями, очень образны, ярки и эмоциональны. При этом мифы - не беспочвенная игра фантазии, а осмысление реальных исторических событий, природных явлений и человеческих отношений.

Можно выделить несколько важных задач, которые можно решить с их помощью:

  1. Образовательная - учащиеся знакомятся с мифами коренных народов Камчатки, а, следовательно, с историей, бытом, культурой коренных народов Камчатки..
  2. Развивающая - развитие интеллектуальных и творческих способностей,
  3. Воспитательная - формирование мировоззрения, развитие толерантности, повышение общей культуры.

При этом создаются условия для личностно-ориентированного обучения, о чём сейчас так много говорят, познания внутреннего мира детей, значительного его обогащения. К тому же можно обеспечить хорошее настроение на всём протяжении учёбы.

Как всего этого можно достичь? Я соединю в своём сообщении и содержание и методику.

 

*1. Самое простое. Можно использовать материал мифов для рисунков и инсценировок. Для рисунков можно использовать небольшие образные отрывки. Темы можно предложить самим или предоставить выбор ребятам. Главное, чтобы это было в системе. Приведу некоторые рисунки учеников моей «Гуманитарной школы». Посмотрите, пожалуйста, небольшую презентацию.

Показ презентации «Рисунки на темы камчатских мифов» (См. Приложение)

 

Рисунки могут быть источником для последующего изучения. Традиционным стал урок, который мы проводим совместно с учительницей МСОШ № 1 Пономарёвой А.А по теме «Мифы коренных народов Камчатки». Он полностью базируется на детских рисунках. Проводились такие же уроки и совместно с педагогами РДДТ. Я подготовила небольшой репортаж с этих уроков.

Показ видеоролика «Репортаж с уроков» (См. Приложение)

 

*2. Интересную работу учащихся с краеведческой литературой можно организовать, если использовать различного рода интеллектуальные игры: викторины, головоломки, кроссворды, ребусы, чайнворды, тесты и т.п. Ребята с удовольствием играют в такие игры. Надо только обеспечить соответствие содержания материала возрастным и познавательным возможностям учеников. Материал нужно взять типичный и яркий. Я покажу вам несколько подобных игр. Такие игры можно составить и в текстовом и в электронном варианте. Электронный вариант даст ту интерактивность, которая позволяет проводить работу над ошибками и ликвидировать пробелы. А в результате получится общий труд, который может стать неплохим методическим пособием. Их можно использовать на занятиях в ходе изучения материала. Их можно использовать как проверочные работы. Их можно использовать во внеурочной работе. Их можно использовать для индивидуальной, для групповой и для коллективной работы. Ребята также могут попробовать сами сделать что-либо в этом роде. У некоторых это точно получится. Это предполагает самостоятельную работу учащихся, а она в любой форме всегда более эффективна. Выполнение подобных заданий даёт возможность учащимся сконцентрировать внимание на конкретных важных фактах, и лучше их запомнить.

Показ игр в текстовом и электронном варианте. Головоломка "Ительменская мифология" (текстовый вариант) и электронный вариант задачи «Персонажи ительменских мифов» по типу "Составить слова из букв" (См. Приложение)

 

Камчатские мифы и сказки дают богатый материал для этических практикумов, которые можно использовать для осмысления этических и эстетических норм человеческих жизни. Это направление я называю «Мир человеческих отношений в зеркале ительменских мифов и сказок». Приведу пример такого практикума.

Показ практикума по сказке «Кутх и краб» (См. Приложение)

В процессе учащиеся приходят к выводу, что нравственные ценности древних коряков и ительменов во многом похожи на современные. Именно тогда стали утверждаться многие нормы человеческих взаимоотношений, которые ценятся людьми до сих пор. И следовательно, задача человека на любом этапе поддерживать и передавать их дальше.

 

*3. Кроме того, важно использовать естественное стремление учащихся к исследованиям. Ребят можно подвигнуть на очень серьёзную работу. Каждому можно подобрать то, что позволит ему наилучшим способом изучить материал: один может просто что-то нужное переписать, другой может переделать материал, третий нарисует, четвёртый наберёт материал на компьютере, пятый – отсканирует, шестой сделает обложку, седьмой принесёт нужную книгу из библиотеки или поработает в библиотеке с нужной литературой, восьмой посмотрит видеокассету и опишет нужный сюжет.... Но что ещё важно, так это то, что в ходе такой работы формируются важные человеческие качества: коллективизм, ответственность, дисциплина, чувство патриотизма, развиваются творческие способности. А ещё очень приятно испытать чувство гордости за хорошо сделанную работу. Инициатором подобных работ может быть как сам педагог, так и учащиеся

Показ научно-исследовательских работ «Этюд о Вороне», «Легенда о Тылвале» (См. Приложение)

 

Вот так можно организовать обучение и воспитание, используя камчатские мифы и сказки.

Всё сказанное прекрасно подойдёт и к географии, и к биологии, и к истории, и к литературе, и др. наукам.

Вношу предложение – провести конкурс методических пособий по краеведческой тематике. Собрать, отобрать, издать. Обогатится краеведческий кругозор не только учителей, но и всех, живущих на Камчатке. И детям станет интереснее работать.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

РИСУНКИ НА ТЕМЫ МИФОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ

Рисунки на темы камчатских мифов from Лилия Воропаева

 

МИФЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ (РЕПОРТАЖ С УРОКОВ)

 

ГОЛОВОЛОМКА "ИТЕЛЬМЕНСКАЯ МИФОЛОГИЯ"

 

ЗАДАЧА "ПЕРСОНАЖИ ИТЕЛЬМЕНСКИХ МИФОВ"

 

 

ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКЕ "КУТХ И КРАБ"

Этический практикум по сказке "Кутх и краб" from Лилия Воропаева

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

Этюд о Вороне

Прочитать другие публикации на Calaméo

 

Ительменский миф о Тылвале (попытка анализа)

Прочитать другие публикации на Calaméo

Наши отделы
Электронные образовательные ресурсы
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz